Главная » Статьи » Мои статьи

Программа волонтёрского отряда "Радуга добра"

 

                                                     Дети – это наша старость.

Правильное воспитание –

это наша счастливая старость,

плохое воспитание

–это будущее горе, это наши слёзы,

наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

А.С.Макаренко

Введение.

На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. Доля людей старческого возраста в общей численности населения России составляет примерно 23%. Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие. Социологические опросы, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100%. Проблема одиночества, по мнению многих ученых, во всех возрастных категориях считается потенциальным источником стресса и причиной индивидуальных трагедий.

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность. Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью.

Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с потерей родственных контактов: умирает супруг, взрослые дети отдаляются от родителей. Однако наличие родственников еще не является страховкой от одинокого существования, многие пожилые люди проживают вместе с родственниками, но должной эмоциональной, материальной, социальной поддержки не ощущают.

С человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретает признание общественной ценности пожилых людей как носителей традиций и культурного наследия наций. Восстановить нравственность общества поможет связь поколений путем передачи традиций народа, норм поведения, всеобщего милосердия и благоразумия. Поколение пожилых людей прошло вместе со страной сложный путь развития, войн, смены руководства и приоритетов. С этой точки зрения очень важно не обрекать их на физическое или эмоциональное одиночество, не изолировать их с "устаревшими понятиями жизни", а наоборот, найти новые формы к сотрудничеству. Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, но есть одно, которого нет и не может быть у других поколений. Это - мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. Ведь мудрость - это не только экономика, это и политика, и этика, и нравственность.

Как видите актуальность этой проблемы налицо. Закрыть глаза на все возрастающую с каждым годом проблему мы не можем, хотя бы по одной только причине: все мы не вечны, и участь жизни пожилого человека нас всех ждет неминуемо. Если мы хотим, чтобы наше существование было другим в будущем, если мы хотим продолжать активную, деятельную жизнь и быть "на плаву" в этом мире и не позволять обрекать себя на одиночество, будь то социальное или физическое, то шаги реальных действий необходимо предпринимать уже сейчас.

Проблемы социальной защиты пожилых людей становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система еще только создается.

Мы решили создать из воспитанников и педагогов нашего детского дома волонтёрский отряд. Члены отряда будут осуществлять помощь пожилым людям, живущим рядом с нами.

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Цели программы:

  1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  2. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
  3. Развитие волонтерского движения в детском доме, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  4. Вывести из социально опасного положения воспитанников нашего детского дома; снять детей «группы риска» с разных форм учёта.

Задачи: Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
  2. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  3. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
  4. Создать условия, позволяющие воспитанникам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
  5. Сформировать у педагогов школы и воспитателей детского дома мотивацию к работе по профилактическим программам.
  6. Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ГДН.
  7. Создать механизм работы детского дома с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

Наше движение работает по основным направлениям:

  • - социальная защита
  • - экология
  • - благоустройство
  • - профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни
  • - правозащитная деятельность
  • - содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта
  • - содействие в сфере культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
  • - сохранение исторического и культурного наследия

 

Кадровое обеспечение программы:

Заместитель директора детского дома по воспитательной работе, учитель-дефектолог, педагог психолог, воспитатели групп, педагог организатор, муз. руководитель. социальный педагог. сельский библиотекарь

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т. е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.

Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,

Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие сборы, работа с тематической литературой).

Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования)),

В-третьих, передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.

 

Условия для организации волонтерского движенияИспользование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, воспитательские часы, концертные программы, театрализованные представления).

Основной результат работы:

Наше движение работает по основным направлениям:

  • - социальная защита
  • - экология
  • - благоустройство
  • - профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни
  • - правозащитная деятельность
  • - содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта
  • - содействие в сфере культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
  • - сохранение исторического и культурного наследия

 

Работая по направлению «Социальная защита»:

  • Имеем опыт работы «тимуровского движения». Дети, распределяются на группы и ходят постоянно к одним и тем же бабушкам и дедушкам, помогают от чистого сердца. В процессе деятельности дети помогают чистить снег, возить воду, складывать дрова, общаются. От этого общения детские души становятся доверчивее и теплее, получают знания о жизни пожилых людей, учатся ценить труд других людей. Происходит взаимная помощь.

 

По направлению «Экология» занимаемся туризмом и краеведением.

  • По этому направлению волонтёрами организовываются экскурсии на которых ведутся краеведческие наблюдения для расширения кругозора .
  • Трёх дневные походы, где подростки получают практические навыки проживания в лесу. Их учат разводить костер, оказывать первую медицинскую помощь, готовить пищу в полевых условиях, а так же устраивают отдых и игры на свежем воздухе.
  • Организован экологический десант «Святые места» и «Малые реки». В ходе экологического десанта производится уборка территории реки Кан силами воспитанников детского дома, школьников, местных жителей.
  • Проводим акцию «Сохраним лес живым». В акции принимают участие: школьники, жители села, работники культуры, сельская администрация, работники Акционерного общества «Восток». Инспектор по охране леса Кудрин Д. П., выступал с докладом перед населением в сельском клубе. Глава сельской администрации Оришний Л. М. оказал посильную помощь в доставке саженцев на территорию села. Результаты акции осветили в средствах массовой информации статьёй «Сохраним лес живым».

Работая по направлению «Благоустройство»

Написали и защитили проект по ландшафтному дизайну территории детского дома, который мужчины-педагоги воплощают в жизнь вместе с детьми: посадка аллеи выпускников, проект «Пруд», Малая архитектурная проба» Клумба у бабы Яги», Проект
«Огород у Феди», проект «Корабль Надежды», проект «Сухой ручей, «Танцевальная площадка», «Дорога к дому», «Посадка Курильского чая»,

Волонтеры приняли участие в долгосрочной акции «Твори добро» и совместно с педагогами, жителями, старожилами села Ивановка положили начала посадки Аллеи памяти на территории памятника.

По направлению – «Профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни».

  • Принимали активное участие в краевой акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «Здоровье молодежи - богатство края»
  • Организовывали на территории детского дома для подростков села конференцию «Не обижай свое здоровье».
  • Проводили сельские соревнования по шашкам, шахматам, волейболу, футболу, теннису на территории СДК.
  • Ежегодно проводим совместно со школой военно-спортивную игру «Зарница», день здоровья, экскурсии и походы.
  • Встречи и беседы на территории «Ирбейского детского дома» с представителем Ирбейской церкви (отцом Дмитрием) «Как обрести успех в жизни и освободится от пагубных привычек»

По направлению «Правозащитная деятельность»

Работаем с Комитетом по делам несовершеннолетних, участковым инспектором полиции и другими организациями:

– приглашаем для встречи комиссию по делам несовершеннолетних, участкового инспектора по вопросам работы с подростками по профилактике правонарушений и преступлений, встречи проходят на территории детского дома;

– организовываем встречи совместно с психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних, специалистами правоохранительных органов, врачами Ирбейской ЦРБ для проведения лекций для населения на базе Ивановского сельского дома культуры;

– привлекаем учащихся «Николаевской» СОШ к участию в районном месячнике правовых знаний, на районные мероприятия, семинары;

 

По направлению «Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта»

  • Проводятся встречи совместно с сотрудниками УФСКН по Красноярскому краю, студентами и преподавателями КГПУ им. В.П.Астафьева. Наши шефы приезжают к нам традиционно на зимние и весенние каникулы. На территории школы проводим с детьми эстафеты, игры в футбол и волейбол на переходящий кубок.
  • Традиционно летом реализуется развлекательный детско-взрослый проект «Спортландия». Проект проводится в условиях палаточного городка около реки Кан, в 4-х км от с.Ивановка Ирбейского района. Организаторами проекта «Спортландия» являются КГКОУ «Ирбейский детский дом» и УФСКН России по Красноярскому краю. В проекте принимают участие детские дома Восточного округа. В спортивную программу входят соревнования по волейболу, футболу, военно-патриотическая игра «Зарница», кроме спортивных соревнований проводятся творческие конкурсы. По направлению: «Содействие в сфере культуры, искусства, детского прикладного творчества, духовного развития личности.
  • Волонтеры дают концерты: в родном селе, в районном доме инвалидов, районном доме культуры, в полиции;
  • Привлекают к участию школу, детский сад и сами участвуем в краевых, районных конкурсах рисунков, поделок.
  • Волонтеры организовали долгосрочную акцию «Твори добро» - сбор вещей для помощи малоимущим семьям проживающих в нашем селе, так же по акции «Линия жизни» - был осуществлен сбор денежных средств на лечение больных детей. Волонтеры привлекли к акции все организации на селе, жителей и провели благотворительный концерт, все собранные средства были отправлены на счет фонда «Линия жизни».

По направлению «Сохранение исторического и культурного наследия»

  • Волонтёры доброе дело начали с изучения своей малой родины - с. Ивановка и д. Николаевка. Встречаются со старожилами все встречи проходят в теплой и непринужденной обстановке. Они собирают старинные вещи, которые бабушки хранят в сундуках. Это кружева ручного плетения, вышивки, старые пожелтевшие фотографии, ордена и медали погибших на войне или умерших в мирное время фронтовиков.
  • На территории Ивановского СДК открыли музей: «Памятники истории и культуры нашего села". На базе музея проводятся «Посиделки в деревенской горнице» со старожилами села, записываются песни, старинные обряды.
  • Со школьниками изучаем архивные сведения об истории села Ивановского и деревни Николаевской; данные образования Иоанно-Рыльской Тырбышенской церкви, которая находилась на территории с.Ивановка; нашли хронологию развития социальной структуры села.
  • На Краевой научно-практической конференции «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», посвященной 65-летию Победы, исследовательская работа была отмечена дипломом II степени по номинации «Дети войны о войне»;
  • Каждый год организовывается праздничный концерт для участников ВОВ, к празднику День матери;
  • В музее проводятся тематические экскурсии для жителей села;
  • Волонтёрами была организована на территории села акция «Обелиск» по сбору безвозмездных денежных средств на установку мраморных плит с именами погибших земляков на месте памятника погибшим в ВОВ (территория Ивановского СДК).
  • Привлекли жителей села принять участие в территориальном краткосрочном проекте «Оставим добрую память» в номинации «Живая память». Целью проекта являлось сохранение и увековечивание памяти людей-очевидцев событий Великой Отечественной войны и оказание дани уважения к ним со стороны общественности.
Категория: Мои статьи | Добавил: дети (22.10.2018)
Просмотров: 271 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar