Главная » Статьи » Мои статьи

Программа "В добрый путь"

Рабочая программа «В добрый путь»

 

Пояснительная записка

Учебная программа по социально-бытовой ориентировке соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, рассчитанному на пятидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п).

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников детских домов к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Как в каждой шутке, здесь есть доля правды. То, как и что мы едим, оказывает огромное влияние на весь организм. Ведь именно из еды и питья мы получаем весь строительный материал, необходимый для обновления и правильного функционирования нашего тела. Дети детского дома не имеют возможности каждый день получать навыки в приготовлении пищи или просто самостоятельно заварить и попить чая. Данная проблема актуальна для воспитанников детских домов , а особенно остро она стоит перед учителем-дефектологом, который работает с детьми с ОВЗ и на своих занятиях решает задачу всестороннего развития воспитанников и готовит их к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Проживая в детском доме, подготовка этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В детском доме домашнее хозяйство ведётся взрослыми, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выговский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, безынициативностью обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Для решения этой проблемы работаю по авторской программе «В добрый путь» (социально трудовая адаптация) большое внимание на занятиях отводится воспитанию у учащихся работоспособности, воспитание воли, развитию эстетического вкуса, самостоятельности. Для воспитания этих качеств, программа состоит из разделов. Весь полученный материал дает возможность воспитанникам применять полученные навыки в области надомного труда. Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии – тесной связи учителя – дефектолога с воспитанниками.

 

Программа состоит из разделов:

-Рыба

-Мясо

- Салаты

- Хлебобулочные изделия.

- Макаронные изделия.

-Закуски

 

Каждый раздел имеет свои конкретные цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации приготовления блюд детьми детского дома. По данному документу может организовать коррекционно - развивающую работу любой желающий педагог. Работа по программе не лишает педагога творчества, не освобождает от профессиональных усилий, а предоставляет основные опоры в планировании работы с детьми.

 

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи курса:

  • формирование у воспитанников детского дома знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков в приготовлении пищи;
  • развитие самостоятельности, трудолюбия, аккуратности;
  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
  • Воспитание позитивных качеств личности

 

Продолжительность программы рассчитана на 8 месяцев (всего 28

занятий и 2 зачетных мероприятия). Продолжительность занятия составляет 1 академический час. По мере необходимости занятие может продолжаться до 2 академических часов. Периодичность занятий из расчета 1 раза в неделю в определенный день недели в удобное для данной категории воспитанников время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методики мониторинга развития навыков:

«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)- Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Методика «Лесенка» - Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Методика «Недописанный тезис»

Методика «Корректурная проба»

 

Содержание программы: разработано с учетом специфических условий

функционирования интернатных детских учреждений; мотивационной готовности воспитанников старшего школьного возраста 8-9-10 классов общеобразовательной и коррекционной школы VIII вида к процессу обучения через значимую деятельность (приготовление пищи и сервировка стола; семейные традиции и ритуалы, связанные с приемом пищи; содержание деятельности повара в общепите).

  • предусмотрена организация занятий с учетом совмещения теоретической и практической деятельности, имеющей применение в ведении, как домашней кухни, так и мест общественного питания (таблица 1).

В конце всего курса обучения предполагается проведение теоретического зачетного занятия, проводимого преподавателем в непринужденной обстановке общения, а также практического зачетного занятия с приглашением гостей-экспертов. После завершения работы по программе предполагается вручение свидетельств об окончании прохождения курса программы «Хозяюшка» и получения навыков допрофессиональной подготовки (приложение 4).

В результате занятий по данной программе ожидаемые результаты:

В сфере личностных качеств:

  • В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

Развитие самостоятельности

Повышение уровня волевых усилий.

Повышение уровня трудолюбия

в сфере организации питания воспитанник должен знать, уметь:

  • – различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
    – определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
    – различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
    – размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
    – обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
    – готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
    – правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
    – сервировать стол к завтраку (ужину, обеду)
    – соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом

в сфере практических работ:

  • уборки на рабочем месте, мытьё кухонного инвентаря и посуды.

Учащиеся должны знать:

  • Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, санитарно-гигиенические правила пользования разделочной доской щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом..
  • Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами..

Учащиеся должны уметь:

  • Убирать кухонное помещение, мыть кухонный инвентарь и посуду.
  • Содержать своё рабочее место в чистоте.
  • Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.
  • Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.
  • Подсчитывать бюджет семьи; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: дети (22.10.2018)
Просмотров: 285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar