Главная » Статьи » Мои статьи

Программа "Фантазёры"

I. Пояснительная записка

 

Многие дети, живущие в «Ирбейском детском доме», имеют лёгкую степень умственной отсталости. В связи с недоразвитием их психики в их развитии огромную роль играет моторная функция организма.

Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

На протяжении всей истории человечества искусство было неразрывно связанно с жизнью человека. Механизм и глубина его воздействия до сих пор остаётся предметом споров многих специалистов разных отраслей. В последнее время среди причин, обусловивших столь широкое использование искусства в лечебных целях, выделяются следующие: прежде всего, искусство позволяет без грубого вмешательства воздействовать на психику и соматику человека. Далее, что особенно делает такой метод актуальным в современном мире, исцеление происходит за счёт собственного ресурса личности, творческого потенциала, которым обладает каждый человек.

Изучение методов арттерапии в рамках коррекционной педагогики подразумевает особый контингент детей, в работе с которыми искусство используется не только как средство художественного развития, но и оказывается способом профилактики и коррекции отклонений.

  • Выготский в культурно-исторической концепции писал, что «процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребёнка». Отмечая специфические особенности развития личности ребёнка с нарушениями, он считал, что нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребёнка.

Арт-терапия учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки

Накопленный опыт ведущих специалистов педагогов, психологов, врачей, музыкантов, художников и др., выявляет общие закономерности в целесообразности арттехнологий при работе с детьми с проблемами в развитии. Программа «Фантазёры» предназначена для занятий с воспитанниками детского дома и является общекультурной программой художественно-эстетической и научно – технической направленности.

 

 

Целью данной программы является - воспитание гармоничной личности ребёнка с проблемами, его культурное развитие

Задачи:

Обучающие

• Знакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея. Способствовать развитию интереса к различной технике лепки из пластилина.

• Научить делать различные игрушки и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

• Закреплять знания детей основных геометрических понятий: прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение. прививать настойчивость в достижении цели;

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству оригами, пластилину, бумаги.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

• Воспитание любви к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду.

 

Значительное внимание уделяется повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в наглядных пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Техника модульного оригами несёт большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно-образное мышление, ведь освоив основные базовые приёмы, дети сами смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.

Также программа дополнена заданиями информационно практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички - на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru.

 

 

 

II. Общая характеристика курса

« Модульное оригами».

 

Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Курс “Модульное оригами” — предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Разверните фигурку оригами и посмотрите на складки – вы увидите лишь обилие многоугольников, соединенных друг с другом. В сложенном виде оригами представляет собой многогранник, фигуру с множеством плоских поверхностей, а когда фигура разложена и показаны все складки, мы, математики, называем ее двухмерным множеством. Если предположить, что произведение оригами является множеством, можно открыть немало интересного.

Оригами заставляет мозг работать.

 

 

 

III. Место курса «Модульное оригами»

в учебном плане.

 

Программа “ Модульное оригами” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа(1 час в неделю).

IV. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса « Модульное оригами».

 

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- развивать художественно-эстетический вкус, доброжелательность и эмо­ционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопере­живать чувствам других людей;

- сотрудничать с взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, уметь избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- приобщаться к творческому труду и бережно относиться к материальным и духовным ценностям, формиро­вать установку на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использовать различные способы поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

- слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:
- различать виды бумаги и правила работы с ней;

- понимать обозначения линий, стрелок и других условных обозначений, принятых в искусстве оригами;

- распознавать базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.);

- соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

- разбираться самостоятельно в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;

- определять виды геометрических фигур;

- самостоятельно конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;

 

V. Содержание курса « Модульное оригами».

 

Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. (1час) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.

Тема 2. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. (1час) Знакомство с видами линий. Введение понятий «прямая», «ломаная», «горизонтальная», «вертикальная» и «наклонная» линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах.

Тема 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. Квадрат. (1час) Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников. Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Определение количества треугольников на рисунках. Квадрат. Сложение и изготовление квадрата.

Тема 4. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из квадратов. Модули оригами. Кусудамы. Модуль кусудамы: «Примула», «Колокольчик», «Лилия», «Бабочки» . (18 часов) Способы соединения отдельных цветов в шар. Выполнение проектов.

Тема 5. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников. Мини-лебедь, радужный лебедь, лебедь со спинкой и длинными крыльями, жар – птица, павлин. (7 часов). Выполнение проектов.

Тема 6. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников с помощью двойного параллельного сгибание. Выполнение проекта. (5 часов).

Тема 7. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (2 часа) Выставка для родителей и других учеников.

Всего 35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: дети (22.10.2018)
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar