Главная » Статьи » Мои статьи |
I. Пояснительная записка
Многие дети, живущие в «Ирбейском детском доме», имеют лёгкую степень умственной отсталости. В связи с недоразвитием их психики в их развитии огромную роль играет моторная функция организма. Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе. Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. На протяжении всей истории человечества искусство было неразрывно связанно с жизнью человека. Механизм и глубина его воздействия до сих пор остаётся предметом споров многих специалистов разных отраслей. В последнее время среди причин, обусловивших столь широкое использование искусства в лечебных целях, выделяются следующие: прежде всего, искусство позволяет без грубого вмешательства воздействовать на психику и соматику человека. Далее, что особенно делает такой метод актуальным в современном мире, исцеление происходит за счёт собственного ресурса личности, творческого потенциала, которым обладает каждый человек. Изучение методов арттерапии в рамках коррекционной педагогики подразумевает особый контингент детей, в работе с которыми искусство используется не только как средство художественного развития, но и оказывается способом профилактики и коррекции отклонений.
Арт-терапия учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки Накопленный опыт ведущих специалистов педагогов, психологов, врачей, музыкантов, художников и др., выявляет общие закономерности в целесообразности арттехнологий при работе с детьми с проблемами в развитии. Программа «Фантазёры» предназначена для занятий с воспитанниками детского дома и является общекультурной программой художественно-эстетической и научно – технической направленности.
Целью данной программы является - воспитание гармоничной личности ребёнка с проблемами, его культурное развитие Задачи: Обучающие • Знакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея. Способствовать развитию интереса к различной технике лепки из пластилина. • Научить делать различные игрушки и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей; • Закреплять знания детей основных геометрических понятий: прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. • Обогащать словарь ребенка специальными терминами. • Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивающие: • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. • Развивать мелкую моторику рук и глазомер. • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. • Развивать пространственное воображение. прививать настойчивость в достижении цели; Воспитательные: • Воспитывать интерес к искусству оригами, пластилину, бумаги. • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. • Воспитание любви к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду.
Значительное внимание уделяется повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в наглядных пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Техника модульного оригами несёт большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно-образное мышление, ведь освоив основные базовые приёмы, дети сами смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору. Также программа дополнена заданиями информационно практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички - на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru.
II. Общая характеристика курса « Модульное оригами».
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Курс “Модульное оригами” — предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Разверните фигурку оригами и посмотрите на складки – вы увидите лишь обилие многоугольников, соединенных друг с другом. В сложенном виде оригами представляет собой многогранник, фигуру с множеством плоских поверхностей, а когда фигура разложена и показаны все складки, мы, математики, называем ее двухмерным множеством. Если предположить, что произведение оригами является множеством, можно открыть немало интересного. Оригами заставляет мозг работать.
III. Место курса «Модульное оригами» в учебном плане.
Программа “ Модульное оригами” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа(1 час в неделю). IV. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса « Модульное оригами».
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - развивать художественно-эстетический вкус, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - приобщаться к творческому труду и бережно относиться к материальным и духовным ценностям, формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: - активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; - использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях; - слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: - понимать обозначения линий, стрелок и других условных обозначений, принятых в искусстве оригами; - распознавать базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.); - соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе. - разбираться самостоятельно в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой; - определять виды геометрических фигур; - самостоятельно конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
V. Содержание курса « Модульное оригами».
Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. (1час) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств. Тема 2. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. (1час) Знакомство с видами линий. Введение понятий «прямая», «ломаная», «горизонтальная», «вертикальная» и «наклонная» линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах. Тема 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. Квадрат. (1час) Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников. Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Определение количества треугольников на рисунках. Квадрат. Сложение и изготовление квадрата. Тема 4. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из квадратов. Модули оригами. Кусудамы. Модуль кусудамы: «Примула», «Колокольчик», «Лилия», «Бабочки» . (18 часов) Способы соединения отдельных цветов в шар. Выполнение проектов. Тема 5. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников. Мини-лебедь, радужный лебедь, лебедь со спинкой и длинными крыльями, жар – птица, павлин. (7 часов). Выполнение проектов. Тема 6. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников с помощью двойного параллельного сгибание. Выполнение проекта. (5 часов). Тема 7. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (2 часа) Выставка для родителей и других учеников. Всего 35 часов
| |
Просмотров: 276 | |
Всего комментариев: 0 | |