Главная » Статьи » Мои статьи

Программа "Фабрика игрушек"

Пояснительная записка

«Современное дополнительное образование детей-

мир знаний, мир сотворчества и партнёрства,

мир профессионализма и успеха»

 

В центре внимания сегодня реализация Концепции развития дополнительного образования детей в России, принятой в 2014 году и ставшей поводом для серьезного размышления о потенциале дополнительного образования детей в современном образовании, об особенности влияния педагогического сообщества на жизнь подрастающего поколения в прошлом и настоящем. Это влияние оказалось весьма значительны, выдержав испытание временем оно неожиданным образом проявило себя в современности. Государственная система дополнительного образования скоро отметит свой уже 100-летний юбилей (1918-2018г)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Перспективы развития сферы дополнительного образования детей нашли отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Правительством Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №2148-р)

Современное дополнительное образование детей выступает сегодня как реальная ценность, как необходимая предпосылка успешного продвижения ребенка по жизни, как возможность стать достойным гражданином. Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.

Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Велико значение опыта для духовного развития воспитанников детского дома, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу детского дома предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: как можно более всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Патриотизм, это чувство и состояние, достичь которого можно пройти по трём ступеням: знать, любить, гордиться.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Следовательно, проблема развития креативного начала в каждом ребенке и сегодня актуальна. Ведь чем больше будет творческих людей, тем богаче будет общество. Но творчество – это еще и тяжелый труд. От него зависит, на какую вершину поднимется в своем творении человек. Есть высказывание Эдисона, что талантливость составляется из 1% вдохновения и 99% тяжелого труда. Одним из эффективных средств формирования и развития творческой личности детей является декоративно-прикладное искусство.

Искусство традиционных художественных промыслов – Городец, Хохлома, Гжель, русская «Матрешка», вышивка, мягкая игрушка, деревянная игрушка, народная кукла – это сокровища нашей страны, которые несут в себе многовековые представления о красоте и гармонии, формируют общечеловеческие ценности, значимые в мире во все времена: любовь к своей стране, к истории и традициям своего народа, любовь к ближнему, любовь к труду, природе, жизни, бережное отношение к своему здоровью. Отечественные и зарубежные специалисты свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает от грустных, печальных событий, обид; снимает нервное напряжение, страхи; вызывает радостное приподнятое настроение; обеспечивает положительное состояние каждого ребёнка.

Программа «Фабрика игрушек» имеет художественно-эстетическую направленность, она способствует духовно-нравственному, эстетическому, трудовому, физическому, патриотическому воспитанию детей, профессиональному самоопределению. По форме организации педагогического процесса программа является интегрированной. По типу - авторской.

Занятия по программе «Фабрика игрушек» учат трудолюбию, аккуратности, терпению и самостоятельности, формируют теоретические знания и практические умения в различных видах декоративно-прикладного творчества, расширяют знания учащихся о региональном наследии, развивают фантазию, творческое мышление, художественный вкус, стремление к самопознанию и самоопределению, позволяют ребенку выразить собственное эмоциональное состояние.

Новизна программы «Фабрика игрушек» представляет собой синтез разных видов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их. Роспись по дереву, вышивка, мягкая игрушка, деревянная точеная игрушка и народная кукла по своей сути переплетаются между собой, и дополняют друг друга, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать ученикам», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей.

Цель программы :

  1. Формирование и развитие творческой личности детей на основе постижения ими декоративно-прикладного искусства.
  2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания культуры, традиций народов и эстетику ведения домашнего хозяйства.
  3. Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
  4. Формирование художественной культуры обучающихся, как части культуры духовной, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта.

Задачи программы :

Обучающие:

  • Углубить и расширить знания в области декоративно-прикладного творчества.
  • Стимулировать познавательную и творческую активность детей в изготовлении мягкой игрушки, народной куклы и деревянной – точеной игрушки.
  • Познакомить и научить детей основным приемам росписи деревянных изделий по мотивам Хохломы, Городца, Гжели.

Развивающие:

  • Формировать и развивать самосознание; стремление к самопознанию, самовыражению, самоутверждению.
  • Развивать коммуникативные способности.
  • Развивать творческие способности.
      • Создать сплоченный коллектив с доброжелательным климатом.

Воспитательные:

  • Через изделия декоративно-прикладного творчества воспитывать в детях любовь к своей стране, родному краю, природе.
  • Воспитывать у детей ценностное отношение к труду, человеку, жизни.
  • Прививать интерес и уважение к истории и традициям своего народа.
  • Способствовать развитию волевых качеств и профессиональному самоопределению.

 

Основной идеей образовательной программы является идея гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, содружестве между педагогами и детьми.

Согласно Концепции, одним из принципов реализации программы по декоративно- прикладному искусству «Фабрика игрушек», является разноуровневость. Содержание и материал программы дополнительного образования детей организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности:

  1. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программ.
  2. «Базовый уровень» предполагает использования таких форм подачи материала, которые допускают освоение специализированных знаний в рамках содержательно-тематического направления программы.
  3. «Продвинутый уровень» предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программ.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, содержание дополнительного образования программы «Фабрика игрушек» ориентировано на:

- создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

-обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.

Дополнительное образование – это особая составляющая образования, оно призвано для того, чтобы пробуждать в детях желание творить, самосовершенствоваться, раскрывать в себе новые таланты. Более того, оно помогает определиться с профессией, научиться проявлять свои лидерские качества и формирует умение эффективно взаимодействовать с окружающими.

Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся и общества в целом, повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

В отличие от уже существующих программ данного направления, программа «Фабрика игрушек» позволяет изучать разные виды декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи между собой, способствуя сохранению, развитию и совершенствованию традиций своего народа с применением современных технологий.

 

Структура образовательной программы

1 Раздел. Народные художественные промыслы.

Целесообразность. У ребят нет возможности на прямую соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством: подержать в руках и рассмотреть лучшие образцы с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому была поставлена цель: предоставить детям возможность ощутить радость творчества в процессе занятий в студии декоративно-прикладного искусства «Фабрика игрушек», где систематически знакомить ребят с историей народного творчества, показывать приёмы работы с кистью, знакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Кроме этого на занятиях дети могут освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Не менее увлекательна и работа в столярной мастерской на токарных станках. Вытачивание игрушек кропотливое и ответственное дело, требующее сноровки, аккуратности и фантазии. Самая главная работа это уметь обрабатывать брусок, без умений и навыков точно обработать деталь по длине, ширине и толщине, нет смысла начинать любую столярную работу.

1 год – Хохломская, Городецкая, Гжельская росписи на плоскостных деревянных изделиях.

2 год – Хохломская, Городецкая, Гжельская росписи на плоскостных деревянных изделиях.

3 год – Вытачивание объемных игрушек, матрешек. Роспись объёмных деревянных изделий.

2 Раздел. Вышивка.

Целесообразность . Вышивки умелых мастериц притягивает наш взгляд, видя готовое изделие мы приходим в восторг от красоты и таланта рукодельниц. Да, мастерицы - вышивальщицы демонстрируют чудеса идеальной вышивки Для того чтобы научиться этому мастерству требуется большое желание, усидчивость, терпение и тогда на наших вещах появятся красивые элементы декоративно-прикладного искусства. Работы поражают родных и близких красотой и уникальностью, выполненные с душой они будут являются самым дорогим и желанным подарком – разве не повод для увлечения вышивкой.

1 год – Вышивка бисером.

2 год – Вышивка лентами.

3 год – Вышивка лентами, бисером, пайетками, бусинами.

3 Раздел. Мягкая игрушка и народная кукла.

Целесообразность

Мягкая игрушка, деревянная игрушка, народная кукла – это сокровища нашей страны, они всегда будут нести в себе многовековые представления о красоте и гармонии, у детей с ранних лет формируют общечеловеческие ценности, значимые в мире во все времена: любовь к своей стране, к истории и традициям своего народа, любовь к ближнему, любовь к труду, природе, жизни, бережное отношение к своему здоровью. Работая над изготовлением кукол, ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства, их педагог использует во время занятии. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

1 год – Мягкая игрушка с наименьшим количеством деталей.

2 год – Мягкая игрушка с веревочным креплением и с проволочным каркасом.

3 год – Народные куклы.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: дети (22.10.2018)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar